namenlosen (namenlosen) wrote,
namenlosen
namenlosen

Category:

Евангелистско-Аусбургское кладбище в Белостоке. Польша.

Любой прогулке я предпочту прогулку по старинному кладбищу. Оно расскажет и покажет гораздо больше любого путеводителя, надо только уметь смотреть и слушать. Когда-нибудь и наши современные кладбища (если сохранятся), будут в тенистых аллеях нашептывать истории о людях и времени случайным гостям.




Удивительно, но в Белостоке мало кто из местных знает хоть что-то об этом, ныне заброшенном кладбище, а точнее - лапидарии. Все попытки расспросить служащих отеля закончились провалом, поэтому вся информация из разных польских источников в сети.




Чуть истории. 16 век. Появление первых евангелистов в Белостоке связано с именем Яна Клеменса Барницкого - одного из самых значительных представителей дворянского рода. Именно по его приглашению в Белосток приезжают первые прусские промышленники.




Позже этот район переходит то под контроль Пруссии, то царской России.Второй по величине приток людей из евангелической церкви Аугсбургской конфессии происходит после 1831 года, когда в эти районы прибывают семьи крупных немецких производителей Бухольтц, Захер, Моэс и Хасбах. Они привозят специалистов из Пруссии для строительства своих заводов.




Увеличивается и число захоронений. Кладбище в центре города переполнено и создается новое, за чертой тогдашнего города. Первым человеком, похороненным на новом кладбище, был Август Вебер, это было 27 мая 1885 года. До 1915 года там было похоронено 3152 человека, а с 1915 по 1939 год - около 1500.






Общим мотивом для надгробий на евангелическо-аугсбургских кладбищах является древо жизни. Равномерно срубленное дерево означает прерванную жизнь.






Надгробия делались в основном из песчаника и гранита.




Среди скромных плит нельзя не заметить большой мраморный крест. Это единственная сохранившаяся часть мавзолея Хасбаха, известного прусского промышленника. Мавзолей, как и большая часть кладбища был разграблен.


На кладбище хоронили католиков и православных. На польском я нашла лишь одну плиту, на кириллице - ни одной.






В 1916 году строится мавзолей, памяти немецких солдат, погибших в 1915 году в боях при Грюнвальде. Он частично сохранился и по сей день. Памятник с прусским шлемом наверху и полустертой надписью, прочитать толком невозможно. Про единую нацию, про то, что выброшенный из потока времени хоть и оказывается в земле, но все равно дом всегда рядом.








В 1939 году Белосток передается русским. Немецкое население эвакуируется на родину. Собственно, на этом история прихода заканчивается, хотя на кладбище даже в 1940-х годах проходят единичные захоронения, но без участия священнослужителей.




В годы второй мировой войны появляется квартал с похороненными немецкими солдатами. В 2002 при содействии немецкого фонда "Память" тела эксгумированы и перезахоронены.




В 1946 году кладбище перешло в муниципальную собственность, самые ценные уцелевшие надгробия были спрятаны на складе. Но и он был частично опустошен местными жителями.




В 1956 году была предпринята неудачная попытка возобновить евангелическо-аугсбургский приход. А в 1960-х годах начинается строительство жилого комплекса возле кладбища, и часть его становится сквером перед жилыми домами.


В 1989 году было принято решение ликвидировать кладбище. Однако протест местных жителей и хранителя памятников остановили власти.В 1994–1996 годах на части оставшегося кладбища был создан Лапидарий Евангелическо-Аугсбургского кладбища.




Сейчас заброшенное кладбище стало местом встречи гипосоциума из соседних домов. Выпить, закусить. Мертвые не прогонят, а мусор кто-нибудь, да уберет.


Tags: Белосток, Польша
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments