namenlosen (namenlosen) wrote,
namenlosen
namenlosen

Categories:

Московский Императорский Яхт-клуб.

Прошений поступало немало. Должность обязывает - все к отцу города, генералу-губернатору Владимиру Андреевичу Долгорукому пишут.
В бумаге, подписанной ходатаями от большой инициативной группы стояло три имени - суконный фабрикант Роберт Егорович Пельтцер, купеческий сын Иван Романович Андерсон и дворянин Константин Степанович Шиловский. Купцы, да аристократ. А в самом прошении была необычная просьба о создании яхт-клуба в Москве.



Генерал-губернатор основ для нарушения государственных устоев в том не углядел, да и сама формулировка "о желании создать в Москве яхт-клуб по примеру С.-Петербургского" - как так, Петербургский есть, вот и негоже Москве, в которой действует несколько пароходств, имеется верфь, торговый порт, судостроительный и судоремонтный заводы, оставаться без Общества такого типа.



В морском ведомстве, куда было отправлено прошение немало удивились - москвичи от морских рубежей далеки, однако... много появилось в городе людей, чрезмерно утомленных ничегонеделанием в своих летних усадьбах и желающих вести "здоровый образ" жизни, занимаясь гребным и парусным спортом.
В устав были внесены поправки, обязывающие клуб «давать один раз в год в пользу Инвалидов собрание, маскарад или концерт». Князь Долгоруков в свою очередь настаивал, что яхт-клуб должен принимать активное участие в деле «спасения на водах», служить общему «увеселению» жителей Первопрестольной и по мере сил привлекать их к столь «благоприятному занятию, коим является отдых на воде».



6 июля 1867 года Устав был утвержден. Именно этот день стал официальным днем рождения Московского речного яхт-клуба. Оставалось определиться с местом. Идеальным оказалась "Стрелка": самый центр Москвы, кратчайший выезд из Кремля и торгового Китай-города. К тому же, именно здесь проходил «водораздел» между Москвой-аристократической и Москвой-купеческой. Такое «пограничное» расположение делало членство в яхт-клубе не зазорным для одних и доступным для других, а ведь клуб и создавался как «открытый», в нем должно было быть комфортно представителям разных сословий.


Строительство здания, которое вы видите на фото началось в 1893 году. Место было освящено, а в правом углу фасада была сделана ниша, в которую опустили монеты и вложили металлический цилиндр с пергаментом - «посланием к потомкам», с уверенностью, что смена вех и эпох не скажется на традициях клуба, в основе которых всегда были честь моряка, достоинство москвича и любовь к своему Отечеству. Говорят, что пергамент до сих пор там. Судьба монет в источниках не упоминается.


Отдельно и подробно в Уставе говорилось о клубной пристани, при этом особо подчеркивалось, что она не может быть использована «для извлечения дохода».
Разрешалось яхт-клубу иметь и устраивать бильярд, тир, кегли и другие «дозволенные правительством игры», нанимая при этом соответствующих служителей. И конечно же, буфет! Слава о котором гремела на всю Москву. Ибо не все участники клуба горели желанием заниматься водным спортом. Многим дороже было хлебосольное меню и богатейший выбор спиртных напитков.


Но не увеселениями едиными. Заслуг Московского речного яхт-клуба перед российским спортом и родным городом становилось все больше. Именно вторые – перед Москвой - и стали в конце концов решающими, в его названии появился статус - «Императорский». Для обучения спасению на водах арендовался бассейн в Сандуновских банях, где проводились занятия с инструкторами. Оборудовались спасательные станции. Московский яхт-клуб активно участвовал в организации движения по Москва-реке. А гонки? Открытые, общедоступные - помогли вырастить целую когорту блестящих спортсменов. Настоящим фурором стала августовская гонка 1898 года, где рулевыми впервые были женщины. Увы, победительница, шедшая на судне "Наяда" пожелала остаться неизвестной. Даже Гиляровский, присутствовавший на соревнованиях, не смог выяснить ее имя..


После революции из названия исчезло слово "Императорский", клуб бы национализирован. Исчезли также и роскошные интерьеры, посуда, даже панели на стенах из дорогих видов дерева. На мой взгляд, судьба его сложилась крайне неудачно.
Движение на Москва-реке стало слишком оживленным - это затрудняло тренировки. Построенные Водный стадион стал основным местом проведения соревнования гребцов высокого уровня. В спортивный комплекс "Лужники" переплыли пловцы. И последним "ударом" стал гребной канал в Крылатском.



В настоящее время территория клуба закрыта, попасть туда невозможно. Судя по информации в сети - это место предназначено сейчас для проведения свадеб и банкетов.
Увы.
Tags: Москва, Московский Императорский Яхт-клуб, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments